ГОПИ И ЦАРИЦЫ ДВАРАКИ Сердце Сатьябхамы переполнилось счастьем, когда она узнала, что все враджа-гопи, кроме одной, явились принцессами в Дварака-лиле Кришны и сейчас скрываются поблизости от Двараки. Не услышала она от него только о кроткой Чандравали, и молча горевала о ней. Нет сомнений, что все принцессы, о которых рассказал Кришна, были гопи Враджа. В конце концов, Кришна вознаграждает даже того, в ком обнаружит лишь слабый отблеск преданности ему. Мог ли он пренебречь бессмертным древом желаний любви гопи? Разумеется, нет! Гопи отвергли еду, питье и сон. Они поддерживали в себе жизнь только мыслями о Кришне, в которые были погружены днем и ночью. Только эта ниточка надежды на то, что он вновь будет с ними, давала гопи силы, чтобы встретить очередной рассвет. Как мог Кришна пренебречь такой любовью и такой преданностью? Более того, Кришна, чье сердце подкупается любовью, не мог забыть гопи — так же, как они не могли забыть его. И он не мог жить без них — так же, как они не могли жить без него. Поэтому, хоть он больше и не был во Врадже, ему так или иначе надо было найти способ вновь оказаться в обществе гопи. Как могли Кришна и гопи, разделенные расстоянием и характером деятельности, вновь воссоединиться? Только силой Йога-майи! Поэтому Кришна велел ей обратить гопи в цариц Двараки. То, что Радхика, казалось, утонула, а Лалита, якобы, покончила с собой; то, как Кришна обрел Чандравали и как он похитил других гопи — это всего лишь акты мистической драмы Кришны, в которой он возвращал себе своих гопи. С того момента, как гопи «оставили» Вриндаван, воспоминания о том, что они были деревенскими девушками, стали для них не более чем воспоминаниями о каких-то старых снах. А приезд во Врадж Акруры и Уддхавы казался просто легендой. Однако их привязанность к Кришне, которая нисколько не пошатнулась, была ощутимым свидетельством того, что они уже были с ним раньше. Эта спонтанная и неизъяснимая привязанность, которую принцессы ощущали к Кришне — хотя они и не помнили, что видели его, и хотя знали они о нем очень мало — побуждала Кришну искать их, рассеявшихся по всей Бхарата-варше. Он вернул их себе в качестве жен — иногда с согласия их близких, а иногда просто силой своих рук. В результате Кришна и гопи были снова вместе, но не как пастушок и его подружки-гопи, а как царь и царицы. И, разумеется, эта супружеская любовь дварака-лилы должна была отличаться от отношений любовников во Врадже. Любовь, которую Кришна разделял со своими царицами, уже не имела той сладости и интимности, какую он испытывал в отношениях с гопи. Поэтому, хотя Кришна после продолжительных усилий воссоединился с гопи, и они стали его женами, он не был вполне удовлетворен. Он тосковал по их изначальным настроению и облику враджа-васи. Эта тоска преследовала его, побуждая возвращаться во Врадж вновь и вновь. Экспансия Кришны в Двараке не была столь полной личностью, какая проявилась во Вриндаване. Так же и экспансии гопи — царицы Кришны в Двараке — не были такими полноценными личностями, как гопи во Вриндаване. Внешне они выглядели так же, но в Двараке ни одна из них не проявляла полностью своих бесчисленных достоинств. Изначальный Кришна-Шьямасундара вечно пребывает во Вриндаване в аспекте бхавы, и гопи, неспособные оставить его, тоже пребывают там вечно — личностями, дополняющими его личность. Поэтому, чтобы полноценно участвовать в играх Кришны, гопи должны были существовать одновременно и во Вриндаване, и в Двараке. Как царицы Двараки, гопи наслаждались блаженством самбхоги — общения с Кришной. Но непостижимым образом они одновременно жили и во Вриндаване, вкушая экстаз випраламбхи — служения в разлуке с Кришной. Эти формы гопи во Врадже иногда были проявлены, а иногда нет — в зависимости от того, какие события там устраивал Кришна посредством Йога-майи. В Двараке Кришна чувствовал себя дома только в саду Нава-Вриндавана и только до женитьбы на Сатьябхаме — потому что только там и только тогда Сатьябхама могла полностью проявлять свою радха-бхаву. В Нава-Вриндаване, в рощах на берегу Ямуны Сатьябхама и Кришна наслаждались радостями отношений любовников. Кришна мог вновь отбросить свою божественность и вновь жить настроениями простого пастушка. Вместе с тем оставалось существенное различие между любовными играми Нава-Вриндавана и Враджа. Во Врадже у Радхики был муж, но в Нава-Вриндаване в браке состоял Кришна. Во Вриндаване Кришне приходилось ждать в кундже, пока Радха преодолеет все препятствия для их встречи, но в Двараке Кришне приходилось обманывать свою супругу и тайно ожидать Сатьябхаму. Эти игры были уникальным опытом для Кришны — восторженными встречами, исполненными расы, которую он вкушал каждое мгновение. Шиварама Свами, "Кршна-сангати".