НАДА
Была ли у Адвайты Ачарьи борода? Или он не имел волос? В этой статье Бхактивинода Тхакура из Саджана Тошани Том 7. выпуски 9-11 от 1896 года, Тхакур приводит свидетельства из различных шастр и объясняет истинное значение слова «нада».
Шрила Бхактивинода Тхакур
перевод Свами Б.В. Гири
Многие считают, что у Адвайты Прабху не было волос на голове, поэтому Махапрабху иногда называл его нада. Посмотрим, насколько это убеждение верно. Изображение Адвайты Прабху, представленное в иллюстрированной Чаритамрите, выходящего из Калны, похоже, основано на идее, что он не имеет волос. Волосы — главное украшение головы и признак красоты маха-пуруши. Некоторые считают, что, поскольку Адвайта Прабху — маха-пуруша, его голова не может быть лишена каких-либо естественных украшений.
1) В «Чайтанья-Бхагавате» написано, что в первый день, когда Махапрабху призвал Господа Шантипура (Адвайту Прабху) словами: «Нада! Нада!», Шриваса и другие не могли понять, кого Он звал. Позже Господь помог им понять это, объяснив, что нада относится к Адвайте Прабху. Дело в том, что если слово нада является трансформацией слова неда (лысый), то если бы на голове Адвайты Прабху не было надлежащих волос, тогда у Шривасы не было бы никаких трудностей в понимании.
2) Второе возражение касается дхьяны (медитативной мантры) Адвайты Прабху:
тила-тандула-кеша-шобхам сукшма-шветамбарам вибхум
премананда-майам шантам чанданакта-калеварам
«Его прекрасные волосы цвета семян кунжута, смешанного с рисом, и он носит красивую белую одежду. Он полон блаженства премы, умиротворен, а его тело умащено сандаловой пастой». Гауранга-Гопиджана-Валлабхарчана-Чандрика.
У Адвайты Прабху были волосы, и это видно из этой дхьяны. Адвайта Прабху был стар, поэтому была использована фраза тила-тандула-кеша-шобхам («его красивые волосы цвета семян кунжута, смешанных с рисом»). Она похожа на то, что написал Шри Джива: тила-мишрита-тандулавад ачарадбхих шйама-мишра-шветаир - «Это означает, что его волосы были сочетанием черного и белого, словно рис и кунжут». Комм. Дживы Госвами к Бхакти-расамрита-синдху, 3.4.15, в отношении описания Махараджи Нанды.
3) Махапрабху считал Адвайту Прабху подобным Своему гуру. Это привело Ачарью Прабху в глубокое уныние, и однажды он подумал: «Каким-нибудь образом я разгневаю Господа»
прабху мора шасти карибена куле дхари
«Я заставлю Господа наказать меня так, что Он потянет меня за волосы!» – Чайтанья-бхагавата, Мадхья-кханда 19.17
йате мора шасти прабху каре чуле дхари
«Поскольку Господь накажет меня, Он будет дергать меня за волосы». – Бхакти-ратнакара
Приняв это решение, он отправился в Шантипур и начал объяснять йога-вашиштху (философию монизма).
антарайами гаура-чандра джанена сакала
Будучи Параматмой, Гаурачандра знает все.
Зная о настрое Адвайты Прабху, Он отправился в Шантипур с намерением исполнить свое решение. Адвайта очень обрадовался, услышав, что Господь идет, и начал говорить, словно был пьян. Таким образом, мы можем увидеть, что Адвайта — лучший из преданных.
прабху кродхе адваита ачарйе джиджнасайа
джнана бхакти хаите кеба шрештха хайа?
сарва-шрештха джнана хайа адвайта кахила
шуни маха-кродха прабху бахйа пасарила
маха балаван прабху шри-гаура-сундара
лапха дийа утхе шигхра пидара упара
адвайтера чуле дхари' паде утханете
адвайте килайа су-комала дуи хате
(«В ярости Господь спросил Адвайту Ачарью: «Что лучше? Джняна или бхакти?» Адвайта ответил: «Джняна лучше всех!» Услышав это, Господь забыл о внешнем окружении и проявил великий гнев. Чувствуя сильную боль, Шри Гаурасундара, внезапно вскочил на ноги, схватил Адвайту за волосы, потащил его во двор и ударил Адвайту обеими лотосными руками». Бхакти-ратнакара.
Желание Адвайты Прабху было полностью удовлетворено — разве ванчха-калпа-тару (дерево желаний) — фраза лишенная смысла? Его желание было исполнено с большим количеством блаженства.
хате тале дийа наче шри-адвайта-рая
прабхура чарана-дхули лаила матхайа
«Шри Адвайта Рай танцевал с воздетыми руками, взяв на голову пыль со стоп Господа».
В тот день Махапрабху не мог запретить тому, кого Он бил, собрать пыль с Его лотосных стоп. Вот почему Адвайта провел эту шутливую игру, объясняя гьяну.
4) Как бы то ни было, в этих двух подлинных текстах, «Чайтанья-бхагавате» и «Бхакти-ратнакаре», упоминаются его волосы. Чтобы исполнить желание Адвайты Прабху, Махапрабху схватил его за волосы. Может быть есть что-нибудь еще?
Очевидцем волос Адвайты Прабху был Говинда дас, который пришел в дом Махапрабху в 1430 шакабда (1509 г. н.э.). Как только он вошел в Навадвипу, он увидел Шри Махапрабху, Нитьянанду Прабху, Адвайту Прабху, Шривасу, Гададхару и Дамодару, купающихся в Ганге. Он описал, как он встретил Адвайту Прабху в своем собственном кадаче (дневнике), в котором он написал о густой шевелюре Адвайты Прабху (пакка кеша), таким образом:
авашеше айла татхи адваита госаи
эмана теджамби муи кабху декхи наи
пакка кеша пакка дади бада мохания
дади падийачхе тара хридайа чхадийа
«Наконец-то пришел Адвайта Госаи. Я никогда не видел такого сияния. С пышной шевелюрой и густой бородой он был чрезвычайно очарователен. Его борода спускалась до груди».
Нет нужды дальше говорить с теми, кто стал бы строить догадки о характере этого очевидца.
Итак, мы обнаружили, что у Адвайты Прабху были волосы, но что означает слово нада? Невозможно, чтобы слово нада использовалось вместо слова неда. Если бы, несмотря на вышеупомянутые доказательства, кто-то сказал, что у Адвайты Прабху не было волос, то вместо нада было бы использовано слово неда. Но наш вопрос таков: высмеивал ли Махапрабху Адвайту Прабху? Нельзя с сарказмом называть Адвайту, которого Махапрабху почитал как гуру, нада (лысым). Так что же означает слово нада?
В связи с этим мы должны помнить, что Махапрабху назвал Адвайту Прабху нада в состоянии божественного экстаза. Читатели «Чайтанья-бхагаваты» знают, что в обычное время Он никогда не называл его нада. Подобно тому, как Махапрабху явил Свое мистическое сияние или выразил свою божественную бхаву, это было видно в состоянии экстаза. В то время Он сказал:
шутийа ачилун кшира-сагара-бхитаре
нидра-бханга хайла мора томара хункаре
«Я отдыхал в молочном океане, но Твои громкие крики нарушили Мой сон». Чайтанья-бхагавата, Мадхья-кханда 6.96.
Другими словами, Он спустился благодаря поклонению Адвайте Прабху. Подразумевается, что Он отдыхал, и Адвайта Прабху (совершая строгое поклонение) сдвинул Его (надия) и потревожил Его сон. Таким образом, значение таково: «Тот, кто движется (надия), и есть нада». Адвайта Прабху позвал Его, и Он снова и снова упоминал об этом в «Чайтанья-бхагавате» — конечно, это было во время Его экстаза, а не в обычное время.
Это одно из применений слова нада. Из этого мы понимаем, (1) что он наделяет дживы бесстрашием, (2) он всевышний, (3) насколько велик Адвайта Прабху и (4) как далеко может простираться могущество преданного*. В дополнение к этому мы хотели бы обратить внимание на (5) проявление Адвайтой Прабху божественной любви. В статье под названием прабхура гути дуи прити-самбхашана («Любовное обращение к спутникам Господа») в «Вишнуприя Патрике» от 16 Джйештха 406 года Гаурабды я объяснил, как употребление слова нада указывает на его любовь к Господу.
Махапрабху называл Шрилу Адвайту Прабху словом нада, и я слышал множество значений этого слова. Некоторые пандиты-вайшнавы говорят, что слово нара обозначает совокупность джив, и поскольку они находятся внутри Маха-Вишну, Он известен как нара. Слово нада представляет собой искаженное слово нара, и во многих местах жители Радха-деши используют слово да для обозначения ра. Вот почему слово нара пишется как нада. Это объяснение кажется правильным во многих отношениях.